Характеристика профессиональной деятельности

Городского профессионального конкурса «Педагог года»

НОМИНАЦИЯ «Педагог-психолог»

Лобовой Виктории Александровны

педагога-психолога МБДОУ ДС «Вишенка» г.Волгодонска

  1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном

профессиональном образовании.

Несколько лет назад, остановив свой выбор на профессии педагога-психолога, я вступила в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Окончила Негосударственное образовательное учреждение «Столичный гуманитарный институт» г.Москвы в 2006 году, по специальности «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии».

В январе 2021 года прошла обучение на курсах повышения квалификации в

Обществе с ограниченной ответственностью «Высшая школа делового администрирования» г.Екатеринбург по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» в объеме 72 часов.

  1. Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов.

Работа в детском саду «Вишенка» осуществляется на основании согласованного руководителем МО Бондарь Е.М. и утвержденного заведующим детского сада Сираевой И.В. годовым планом, который включает базовый и вариативный блок.

В работе с воспитанниками, их родителями и педагогами хорошие результаты дает организация проектной деятельности.

В 2019-2020 учебном году реализован среднесрочный проект «Дорога в школьную страну». Цель проекта: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школьному обучению через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, элементов арт-терапии.

Сопоставляя результаты диагностики психологической готовности к школе в конце 2018-2019 и 2019–2020 учебных годов, можно отметить значительное повышение показателей интеллектуальной и мотивационной готовности к школьному обучению у воспитанников.

В 2020-2021 учебном году реализован долгосрочный проект по адаптации детей раннего возраста к условиям раннего возраста «Я хочу в ясли!». Цель проекта: создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ. Проект «Я хочу в ясли!» направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.  Для большинства детей в 2020-2021 учебном году адаптационный период прошел благополучно.

В настоящее время мной ведется работа по реализации 1 этапа долгосрочного проекта по использованию интерактивной песочницы в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса на песке». Цель проекта: ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений. Подсознательно повысить самооценку peбeнкa, научить ero справляться c трудностями, cкoppeктиpoвaть пcиxичecкoe cocтoяниe. Способствовать развитию творческих cпocoбнocтeй и фантазии.

  1. Обобщенные итоги профессиональной деятельности.

При реализации базового компонента деятельности, организуя психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста, проводились следующие диагностические мероприятия: наблюдение за вновь поступающими детьми и анкетирование их родителей.

При анализе результатов наблюдения за вновь прибывшими детьми и анкетирования родителей, формируется запрос на сопровождение адаптационного процесса детей и просветительскую работу с родителями. В результате мной были разработаны материалы:

  • выступление на родительском собрании «Особенности адаптационного периода. Что нужно знать родителям, готовясь отдать ребенка в детский сад?»;
  • семинары-практикумы для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям дошкольного учреждения».
  • семинар-практикум для родителей « Влияние игры на снижение эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста»;
  • тематические групповые консультации для педагогов «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ», «Игры с детьми в адаптационный период»;
  • консультация для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста».

Подготовлены брошюры, буклеты и информационные памятки:

  • «Адаптация в детском саду. Памятка для родителей детей вновь поступающих в дошкольное образовательное учреждение»;
  • «Первые шаги ребенка в детском саду»;
  • «В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса».

Исследование процесса адаптации детей показало, что в 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах, воспитанников, имеющих трудности адаптации к условиям детского сада, не выявлено, что подтверждает эффективность работы по профилактике дезадаптации детей, поступающих в детский сад.

С целью оптимизации педагогического общения педагогов детского сада и воспитанников были разработаны следующие материалы:

  • выступление на педагогическом совете «Скрининговая диагностика как способ выявления неблагополучного развития»;
  • мастер-класс для педагогов «Использование интерактивной песочницы в экологическом воспитании дошкольников».

Подготовлены материалы тематических групповых консультаций для педагогов по следующим темам:

  • «Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста»;
  • «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»;
  • «Взаимосвязь физического и психического здоровья дошкольников»;
  • Семинар-практикум для педагогов « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения» и «Конфликтные ситуации и способы их решения».

Следует помнить, что во многом психологическое здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется не только физическим здоровьем, но и психологическим состоянием педагога. Проведение диагностики синдрома эмоционального выгорания позволяет своевременно выявить степень подверженности педагогов к выгоранию. Мероприятия по профилактике эмоционального выгорания стали важной составляющей в моей работе.

Важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций. Эффективна коррекция симптомов эмоционального выгорания с помощью тренингов, ролевых и деловых игр с включением релаксационных упражнений. Профилактическое направление ориентировано на предупреждение возникновения и развития эмоционального выгорания с использованием самодиагностики, дыхательной гимнастики, элементов арт-терапии. При организации работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов разработаны следующие материалы:

  • семинар-практикум: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»;
  • консультация с элементами тренинга «Как повысить эффективность профессиональной деятельности, пересмотрев роль педагогического общения»;
  • тренинг «Формирование психологического компонента профессиональной компетенции педагогов».

В 2018-2019 учебном году с целью реализации годовой задачи детского сада по созданию инновационной модели организации воспитательно-образовательного процесса посредством повышения качества интеллектуального развития дошкольников подготовлены:

  • тематическая групповая консультация для педагогов «Взаимосвязь физического и психического здоровья у дошкольников»;
  • семинар-практикум для педагогов «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольника»;

В работе с родителями на первых этапах деятельности столкнулась с нежеланием некоторых интересоваться развитием ребенка. Использование в работе как традиционных форм взаимодействия с родителями, так и нетрадиционных, помогло установить доверительные и партнерские отношения, вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

Организованы курсы для родителей по профилактике нарушений детско-родительских отношений и повышения психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания детей, для реализации которых использованы:

  • тематические групповые консультации для родителей всех возрастных групп «Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Кризисы и новообразования»;
  • групповые консультации для родителей средних групп «Почему все дети разные»,
  • консультация с элементами тренинга «В семье будущий первоклассник»; «Мотивационная готовность к школе»;
  • практикум «Играйте вместе с детьми»;
  • тренинговые занятия с целью улучшения детско-родительских отношений, формирование навыков эффективного взаимодействия: «Тропинка родительской любви» и «Методы семейного воспитания».

В 2019-2020 учебном году с целью осуществления годовой задачи по объединению усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка, через построение доверительных отношений с родителями на основе доброжелательности и перспективного сотрудничества организованы:

  • консультации с элементами тренинга для родителей «Как наладить психологический климат в семье», « Учите детей общаться»;
  • профилактические беседы для родителей: «Насилие в семье» и «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Законодательство о правах и обязанностях родителей (законных представителей)»;
  • семинар-практикум «Ошибки семейного воспитания»;
  • практикум для родителей «Играйте вместе с детьми».

В настоящее время родители являются активными участниками организуемых мероприятий, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответов на ту или иную психологическую проблему, обыгрывают ситуации, становятся участниками психологических разминок, пробуют играть в различные игры, моделируют ситуации. В конце таких встреч провожу обсуждение с родителями – что понравилось, какие рекомендации применимы на практике, какие еще вопросы хотели обсудить. Использую презентации с использованием фотографий деятельности детей. Общение между мною и родителями получается непринужденным и доверительным. Зачастую родители становятся инициаторами следующих встреч, отмечается их интерес к жизни детей в детском саду, ответственность родителей за воспитание ребенка в семьях, повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Меня это мотивирует к поиску новых форм сотрудничества.

Быть педагогом-психологом – это ни на минуту не останавливаться на достигнутом, удивлять и удивляться. Находить новые ресурсы, открытия и стремления в профессиональной деятельности мне помогает самообразование.

Стала слушателем вебинаров по теме: «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»; «Игротерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»; «Как научить ребенка рассуждать? Развиваем логическое мышление»; «Педагогическое общение как важное условие эффективности образовательно-воспитательного процесса».

Принимаю участие в работе психологических сообществ города: посещаю городские методические объединения педагогов-психологов, участвую в супервизорских группах, посещаю занятия в школе молодого специалиста в МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска.

Была участником Фестиваля инновационных психологических и педагогических технологий «Мастерство 2018».

Принимала участие и стала победителем:

  • I место, блиц-олимпиады «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Всероссийского конкурса «Время Знаний»;
  • I место в номинации «Особенные дети» Всероссийского педагогического конкурса «Образовательный ресурс»;
  • II место, в номинации «Семья, семейное воспитание» Всероссийского педагогического конкурса «Образовательный ресурс».

Ежегодно принимаю участие в работе экспертного совета открытого всероссийского интеллектуального турнира способностей «РостОК-SuperУм».  Подготовила к участию в Открытом всероссийском интеллектуальном турнире способностей «РостОК-SuperУм» воспитанников, ставших победителями: Ипполитов Алексей (1 место), Михно Мария (1 место).

В апреле 2019 года приняла участие в муниципальном конкурсе кабинетов педагогов-психологов образовательных учреждений.

Считаю уникальной возможность проявить свой профессионализм, распространяя опыт своей деятельности посредством сети интернет. С целью организации своей профессиональной деятельности на сайте детского сада «Вишенка» г.Волгодонска создана страница педагога-психолога

http://www.vishneviy-sad.ru/pedagog-goda/lobova-viktoriya-aleksandrovna/, отражающая происходящие личные и образовательные события. Я зарегистрирована на ведущем образовательном портале России Инфоурок, международном образовательном портале MAAM.RU. Опубликовала в Международном образовательно-просветительском портале «ФГОС Онлайн» конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения», постоянная ссылка http://fgosonline.ru/stati_po_rybrikam/.

  1. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ.

Скрининговая диагностика как обязательный компонент деятельности педагога-психолога реализуется по нескольким направлениям. Для выявления особенностей развития познавательной сферы воспитанников ДОУ использую:

  • единое диагностическое обеспечение к диагностической программе уровня познавательного развития ребенка 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет (утверждено на заседании круглого стола по применению диагностических технологий в работе дошкольного психолога в рамках работы МОУ центра ППРК «Гармония», протокол № 3 от 10.02.2012 г.);
  • скрининговую диагностику для детей дошкольного возраста, утвержденную на заседании круглого стола МБУ ЦППМСП «Гармония» г. Волгодонска от 17.02.2017г.;
  • диагностические комплексы «Цветик-Семицветик» для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет под редакцией Н.Ю.Куражевой.
  • диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я., Семаго М.М.;
  • «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К.Вархотова, Н.В.Дятко, Е.В. Сазонова.

Для диагностики эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы дошкольников применяю банк диагностических методик для исследования эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы дошкольников, утвержденный на методическом объединении педагогов-психологов ДОУ г.Волгодонска 17.12.2010г.

Использую методики сбора информации от педагогов об особенностях развития детей: «Особенности игровой деятельности дошкольников различных возрастных групп», «Шкала тревожности Сирса», «Гиперактивный ребенок», «Агрессии у дошкольников».

Выбор методов диагностики педагогов и родителей варьируется в зависимости от запроса администрации детского сада. Мною были применены следующие методы диагностики педагогов:

  • методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
  • тест «Какой Ваш творческий потенциал?» (по В.И.Зверевой);
  • анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»;
  • анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога (разработана в ЛВМА им. А.С. Кирова);
  • диагностический опросник склонности к сопереживанию (автор И.М.Юсупов).

В работе с родителями оперировала следующими диагностическими методиками:

  • тест-опросник родительских отношений (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столина;
  • анкета «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад»;
  • опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (А.И.Захаров);
  • тесты: «Знаете ли вы своего ребенка», «Благополучны ли Ваши отношения с детьми?», «Достаточны ли ваши контакты с детьми?» (Р.В. Овчарова), «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (Р.В. Овчарова), «Что должен уметь и знать дошкольник до поступления в школу?», «Готов ли ваш ребенок к школе?».

Реализация направления по углубленной диагностике и развивающе-коррекционной работе основано на применении индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ:

  • «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет под ред. Н.Ю.Куражевой;
  • Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет
  • «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников» под ред. Н.Ю.Куражевой;
  • Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия (младшая, средняя, старшая группы);
  • Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе;
  • Агрессивное поведение. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В..;
  • Тропинка к своему Я. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.;
  • Давайте жить дружно! Крюкова С.В., Слободяник Н.П.;
  • Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.;
  • Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. И.Л. Арцишевская;
  • Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Н.Ф. Иванова.

В результате проведенных коррекционно-развивающих занятий у детей в 2018-2019 и 2019-2020  учебном году прослеживается положительная динамика снижения уровня личностной тревожности, снижения агрессии, страхов. В результате занятий у детей улучшились показатели коммуникативного общения, сотрудничества, сформированы позитивные навыки общения со взрослыми и сверстниками. Работу по выбранным психокоррекционно-развивающим программам продолжаю и в 2020-2021 учебном году.

Хочется отметить, что психология, как наука, многогранна, то есть всегда будет к чему стремиться. Всегда можно изучать что-то новое и апробировать это в своей деятельности. Для меня работа педагога-психолога интересная, важная, нужная, а главное — она побуждает к постоянному саморазвитию, самоутверждению, стремлению изучать что-то новое, совершенствовать имеющийся опыт, открывать новое в хорошо известном. Профессия педагога-психолога в детском саду побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые технологии, формы и методы работы.

Быть психологом – значит всегда стремиться к совершенству, творить и вдохновлять своих воспитанников. А дети – сплошное открытие, удивление и радость!

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих