Патологические привычки у детей дошкольного возраста

Патологические привычки у детей дошкольного возраста. Как избавиться от вредной привычки.

Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание паль­ца, грызение ногтей…. В основе патологических привычек лежит фикса­ция тех или иных действий. Для того, чтобы помочь детям избавиться от вредных привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек. Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка неудовлетворенность, противоречивые чувства к близ­ким ребенку людям и способствуют снятию эмоциональ­ного напряжения. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребен­ка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия. Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

Сосание пальца

Важно знать, что иногда такие методы, как намазы­вание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям воз­можность думать, что они проблему решили. Однако на­помним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной при­вычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание со­ски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удо­влетворяющее основную потребность ребенка в пище. Сосание пальца может выступать как средство компенса­ции неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание паль­ца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и за­ставляет на время забыть физическую и душевную боль. В  случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удо­влетворения и успокоения.

Что нужно делать?

— Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, ста­билизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предло­жить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
— Установить доверительный контакт с ребёнком, позаботиться о своевременном успокоении ребёнка и снятии беспокойства разумном пользовании соской в раннем возрасте.
— Создать условия для разнообразия впечатлений ребёнка и использования при взаимодействии с ребёнком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

— Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической при­вычке негативное внимание малыша.
— Излишне ограничивать действия и проявления ре­бенка, способствуя усилению его напряжения и бес­покойства.

Обкусывание или грызение ногтей

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
Грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ног­тей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получа­ет удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои от­рицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Гры­зение ногтей — легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.

Что нужно делать?

—  Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и нака­зания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ног­тей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более инте­ресное и не менее приятное занятие. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно равен периоду её протекания.

Чего делать нельзя?

Интеллектуально перегружать ребёнка в ущерб другим сторонам психического развития.
— Говорить ребёнку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребёнка эту привычку.
— Всячески запрещать ребёнку грызть ногти, наказывать ребёнка за эту патологическую привычку.

Оставить комментарий

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих