Патологические привычки у детей дошкольного возраста
Патологические привычки у детей дошкольного возраста. Как избавиться от вредной привычки.
Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание пальца, грызение ногтей…. В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того, чтобы помочь детям избавиться от вредных привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек. Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям и способствуют снятию эмоционального напряжения. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия. Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
Сосание пальца
Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
Что нужно делать?
— Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
— Установить доверительный контакт с ребёнком, позаботиться о своевременном успокоении ребёнка и снятии беспокойства разумном пользовании соской в раннем возрасте.
— Создать условия для разнообразия впечатлений ребёнка и использования при взаимодействии с ребёнком подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Чего делать нельзя?
— Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
— Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Обкусывание или грызение ногтей
Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
Грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Грызение ногтей — легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.
Что нужно делать?
— Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно равен периоду её протекания.
Чего делать нельзя?
— Интеллектуально перегружать ребёнка в ущерб другим сторонам психического развития.
— Говорить ребёнку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребёнка эту привычку.
— Всячески запрещать ребёнку грызть ногти, наказывать ребёнка за эту патологическую привычку.