Экологический квест

Квест — игра «Юный эколог»

Экологическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Экологическое воспитание дошкольников в последнее время стало наиболее актуальным, в связи с возросшим влиянием человека на мир природы. В детском саду важно все: оформить группы, прогулочные площадки, организовать уголок природы, проводить в системе работу по ознакомлению с окружающим миром.

Основная цель нашего детского сада – это воспитание социально активной, творческой личности, способной любить и беречь природу, бережно относиться к окружающему миру.

Мы стараемся строить образовательную деятельность таким образом, чтобы ответить на интересующие детей вопросы, приобщить детей к систематической творческой, мыслительной деятельности, а так же обеспечить усвоение ими необходимых знаний.

Одним из интересных направлений работы воспитателей стало проведение квест-игры. Здесь для детей открываются широкие возможности для мыслительной активности, экспериментирования, применения полученных знаний, творчества и умения строить свою деятельность в команде.

Цель: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающая:

— формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
— расширять и обогащать знания детей о природе, ее явлениях, правилах поведения в ней.

Развивающая:

— развивать умение мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
— активизировать словарный запас.

Воспитательная:

— воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру;
— доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий, согласовывать свои действия для достижения общей цели.

Оборудование: 6 заданий, карта, оборудование для каждого этапа, подарок детям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр презентаций экологической направленности, беседы с детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, все, кто сегодня присутствует на нашей квест – игре, которая называется «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»!

Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по территории детского сада. Все что вам нужно будет взять с собой – это хорошее настроение и удачу. Сегодня вы сможете показать и доказать, что вы самые настоящие защитники природы.

Воспитатель: – Ребята! Когда я сегодня пришла на работу, почтальон принес конверт. Это письмо,  адресовано оно вам. Давайте я вам его прочитаю.«Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться  с вами и раскрыть свои секреты. Я вас  приглашаю  к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания и узнать много интересного о природе . Вы должны собрать волшебный цветок – Цветик – семицветик. А собрать лепестки вам поможет карта, которая есть в конверте. Вы соберете все лепестки, выполните все задания, прочтете слово, и вас ожидает сюрприз».

Воспитатель: – Ну как, ребята, не побоитесь? Ответы детей. Давайте посмотрим по карте, куда же нам направляться. Ага, все понятно. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и мы сразу окажемся в Природном государстве.

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок – и вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится, шумит – волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса, откройте поскорей глаза.

Ведущий: — Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее? Нет?  Но, у нас с вами есть карта . Давайте посмотрим куда нам надо пойти .

1 станция «Сирень».

Воспитатель . Посмотрите нас кто ждет .

Садовёнок. Добрый день, ребята . Меня зовут Садовенок, я помощник — Феи Природы. Пришел помочь  и рассказать вам о секретах природы. И первая остановка у вас серень.

Садовёнок: Сирень — это кустарник. Чем отличается кустарник от дерева? Ответы детей.

Садовёнок: Сирень цветет фиолетовыми и белыми цветами. Это лекарственное растение. Люди используют листья и цветки в виде настоя. Сирень цветет короткое время. Аромат стоит неземной. Совсем скоро цветки сирени сбросят свои лепестки — сиреневый снег покроет дорожки и асфальт, нежные лепестки раздует ветром. Сказочную пору цветения сирени придется ждать до следующей весны.

Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся на нашу сирень! Какая она красивая! Как бы вы её назвали? (Дети отвечают, воспитатель подсказывает: красавица, сказочная, обворожительная, очаровательная, ненаглядная).

Садовёнок: Ребята, посмотрите, что это на сирени? Дети находят часть картинки и складывают все части вместе, получается цветок.                                                                               Садовёнок : Молодцы за это вам Фея Природы передает лепесток.

Воспитатель: Так заглянем же в карту, где следующая остановка? Дети рассматривают карту, но в карте указано лишь направление без обозначения пункта остановки. Воспитатель подводит детей к тому, что из частей картинок мы собрали цветок, а цветы растут на клумбе. Значит, отправимся к клумбе.

2 станция  «Клумба»

Воспитатель: На клумбе должны быть цветы, но где же они? Ответы детей.

Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. Но уже появились некоторые многолетние цветы: тюльпаны, нарциссы, ирисы.

Садовёнок: А что же необходимо растениям для их роста? Ответы детей.

Садовенок : Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю граблями. То же самое, только без граблей делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

Помогают растениям и птицы — синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

Содовёнок: Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крыльях и лапках пыльцу с одного растения на другое. А вот это насекомое (показывает картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей — да, оно ест тлю).

Воспитатель: Для чего же человек создаёт цветники? Ответ детей. (Цветники украшают город, радуют жителей.) Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод).

Садовёнок: Мне так хотелось, чтобы вы попробовали себя в роли цветоводов.  Но я забыл куда поставил  корзину  с подарком, связанный с цветоводством.

Воспитатель: Подожди, Садовёнок, не расстраивайся, здесь же есть ещё одна клумба с цветами. Ребята, может быть, поищем корзину на соседней клумбе? Дети подходят к клумбе и находят корзину с цветами. Садовёнок благодарит детей и предлагает высадить рассаду цветов на клумбу.

Воспитатель: Посмелее – засучиваем рукава, делаем ямку в земле, аккуратно, чтобы не повредить корни (это ротик растения – им он кушает), размещаем его в ямку, присыпаем землёй, утрамбовываем ладонью, чтобы не было пустоты под землёй. Затем делаем небольшое возвышение в виде лунки вокруг растения, чтобы вода при поливе шла к корню. А теперь поливаем. Воспитатель вместе с детьми высаживает рассаду цветов на клумбу.

Садовёнок. Да , мы с вами так хорошо потрудились, вот вам за  лепесток.

Ведущий: Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше.

Ребята , не далеко есть полянка  и я вам предлагаю  отдохнуть на полянке и поиграть там. Поехали…

3 станция  «Рассортируй мусор».

Садовёнок.  Так, так, кажется  на наше поляне кто то побывал . Столько мусора вокруг? Интересно, кто же этот мусор здесь оставил? (Оглядывается вокруг)   Кажется я понял, это вы, ребятишки –, я угадал?   Нет , а кто тогда ? ( Садовёнок огорчается)

Воспитатель.  Очень огорчился наш  Садовенок . Посмотрите, на этой поляне побывали дети — неряхи. Они не умели вести себя на полянке, посмотрите, сколько мусора оставили на траве.

А как можно помочь ему? Ответ детей (нужно убрать весь мусор на поляне). Правильно, давайте уберём мусор на поляне.  И Садовенок  этому очень обрадуется.

У меня есть перчатки для защиты рук от грязи  и   мусорные мешки , в который надо его собрать и рассортировать . Бумагу в один мешок , и бутылки пластиковые в другой мешок.

Дети собирают мусор.

Садовёнок:  Молодцы, ребята, теперь здесь чистота и порядок. Ну, а мы отправляемся с вами в путь. За это вам, дети, я даю два лепестка .

Воспитатель: Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше . Где много свежего воздуха?

Стоянка № 4 «Маленький лесок»

Садовенок . Ребята, а где свежего воздуха бывает.  Ответ детей .

Садовёнок . Правильно, лесу. А вы любите ходить в лес.  Вот и мы оказались в нашем маленьком лесочке. Давайте посмотрим  какие здесь у нас деревья и какие у них отличия ( листочки, окрас ствола) .

 Вы и вправду любите лес? А ведь иногда сюда приходят плохие люди – устраивают здесь шум! Гам! Вы так себя не ведёте? Фея Природы просила меня проверить знаете ли вы правила поведения в лесу.

Воспитатель: – Ребята, справимся с заданием?

Садовёнок .Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я  буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку это будет хорошо? (нет)
  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
  • Если разведу костер в лесу , а тушить не буду? (нет)
  • Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
  • Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
  • А вы любите свою природу, ей  вы помогаете! (да)

Воспитатель: Молодцы, справились с испытанием!

Садовёнок . Ребята , а  какой вред, может нанести деревьям человек?  Ответ детей.(Люди ломают ветви, повреждают кору, вырубают лес, устраивают пожары)

 Садовёнок .А давайте поиграем  в игра «Зелёный патруль» :

Если веточка надломлена, как помочь дереву? ( Ребенок перевязывае тканью).

Если топором надрублена кора? (Замазать глиной).

Если увидели непотушенный костёр. (Залить водой, засыпать песком).

Поздравляю вы настоящие защитники природы. Как вы думаете, почему я вас так назвал. Ответы детей.

Садовёнок. Да , мы с вами так хорошо потрудились, вот вам лепесток.

Воспитатель: Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше . А где живут насекомые.

Ответ детей. В ПОЧВЕ.

Значит отправляемся на станции – « Почва-живая земля».

 5 «Почва — живая земля».

Содовёнок . Ребята на этой станции мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.

 -Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей)

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле .В сухую погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Воспитатель :  зачем земле листья?

 Содовёнок : Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

 Содовёнок . Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

Совенок.  Давайте проведем опыт

Сначала  узнаем есть ли воздух в воде

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)

Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно ,дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.

Есть в почве и песок с глиной.

ОПЫТ 2: Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим ,что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей) Раскладываем картинки с насекомыми и животными.

Садовёнок. Молодцы вы ответили на  все вопросы , вот вам еще  один лепесток.

Воспитатель: Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше . А что входит в состав почвы. Ответ детей.

6 Станция  Песок.

Содовёнок. И так ребята , мы с вами говорили что в земле есть песок.

 Содовёнок . Дети, как вы думаете, откуда берется песок?  Ответ детей .(Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)

Содовёнок.  Какие разновидности песков вы знаете?

— Где их добывают?

(Речной — добывают со дна рек; строительный — песок, который образовался от естественного разрушения скалистых гор, карьерный — в карьере, песок с примесями глины, кинетический).

— Ребята хотите узнать из чего же состоит песок? Давайте возьмем лупу и посмотрим. (Взять лупу и рассмотреть его)

— Из чего же состоит песок? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие)

Воспитатель.  А как же узнать, какой он на ощупь?

Содовёнок. Предлагаю пройти к песочнице и там поиграть.

— прикоснуться кончиками пальцев

— прикоснуться внутренней стороной ладони, а потом внешней

— идут медвежата (кулачками переступают)

— ползут змеи (ребром ладони волнистые линии)

— идет лисичка (дети пальцами шагают)

— бегут жучки (ребенок двигает всеми пальцами)

— Какой же вывод можно сделать из этой игры , какой песок?  Ответ детей. (Песок теплый, холодный, рыхлый)

Содовёнок — А сейчас проведем еще один эксперимент и узнаем о свойствах песка.

— Почему говорят, что сухой песок сыпучий? (Потому, что если взять его в руку и высыпать, то он будет сыпаться)

Содовёнок — Давайте проверим (дети берут сухой песок в горсть и сыплют)

Содовёнок — Возьмите в руку песочек, какой он? (Сыпучий)

Содовёнок — Как вы думаете, есть у сухого песка запах (нет)

Содовёнок — Вылепить фигурки из сухого песка …

Содовёнок — Что нужно сделать, чтобы песок был мокрым? (Смочить его)

Содовёнок — Куда исчезла вода? (Она уютно устроилась между песчинками).

Содовёнок — Что случилось с песчинками? (Песчинки прилипли друг к другу, поэтому он лепится)

Содовёнок — Вылепить фигуры из мокрого песка.

Содовёнок  — Какие свойства сухого и мокрого песка мы обнаружили? (Сухой песок сыпучий, он не имеет запаха, а мокрый песок лепится и имеет специфический запах)

Содовёнок — Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Мокрый)

 Двое детей на весах проверяют сколько весит песок сухой и мокрый и выясняют, что тяжелее песок мокрый)

Содовёнок — Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а в мокром — вода, а вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее сухого.

И последний вопрос как вы думаете, зачем людям нужен песок?

  1. Песок используют для изготовления кирпича
  2. В строительстве домов
  3. Для изготовления стекла
  4. Для песочниц
  5. Для тушения огня
  6. Для посадки цветов
  7. Песком зимой посыпают дорожки
  8. Для песочных часов
  9. Из песка делают скульптуры
  10. Для рисунков

Садовёнок. Молодцы вы ответили на  все вопросы , вот вам за это  лепесток.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, а вы обратили внимание, что на обратной стороне лепестков, есть буквы. Давайте с вами выложим слово.

Дети выкладывают слово ПРИРОДА.

Содовёнок: Какое получилось слово? Правильно. И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее. И обещанный сюрприз от Феи Природы – сладкая и вкусная конфета.

Наше путешествие по Природному государству закончилось, обратно мы вернемся на поезде. Занимайте места и поехали домой!

Оставить комментарий

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих