Консультация для родителей на тему мотивационная готовность к школе

Психологическая готовность к школе это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Сегодня мы поговорим с вами о мотивационной готовности.

Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им “позиции школьника”. В случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие школьные принадлежности, потому что там не надо спать. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статутное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка игрушки диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Как повысить мотивационную готовность детей к школе? Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учителю. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

— Откуда же ребенок до поступления в школу должен узнать, что школьником быть хорошо?

— Как создать у ребенка установку на хорошую учебу в школе?

Этому способствуют различные виды совместной деятельности родителей с ребенком, помогающие при формировании мотивационной готовности:

— экскурсии в школу;

— встреча и знакомство с учителями;

— рассказы о своих любимых учителях;

— показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;

— совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением;

— знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги;

— участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».

Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей.

Упражнение «Ассоциация на слово первоклассник»

Упражнение «Что лежит в портфеле»,

Упражнение «Я хочу в школу, потому что…»,

Игра «Копилка первоклассника»

Упражнение «Собираем портфель»

Игра «Урок и перемена»

Отгадывание загадок на школьную тематику.

Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа» М.А.Панфилова и др.

Рекомендации для родителей.

Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:

— расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний — воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него запаса необходимых умений и навыков ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению в школе.

Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, к учителю, то впоследствии учителям и родителям придется затратить много сил и терпения, чтобы исправить положение.

Мотивационная готовность включает в себя также такое психологическое качество, как самооценка. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Если ребенок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии высокого уровня интеллектуального развития. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь ребёнку придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственно.

  

Играйте вместе с детьми, фантазируйте, и вас всё получиться!

Оставить комментарий

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих