Использование приёмов Су Джок терапии

Использование приёмов Су Джок терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Подготовила: учитель-логопед Белега Татьяна Николаевна

Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, су джок терапия считается одной из лучших систем самооздоровления.

В переводе с корейского «Су» означает – кисть, «Джок» – стопа. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су– Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

В коррекционно — логопедической работе приемы Су- Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.

Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии являются:

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су–Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования элементов Су– Джок терапии.

Задачи:

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су–Джок.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Нормализовать мышечный тонус.
  • Использовать элементы Су– Джок терапиина различных этапах работы по коррекции речи.
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать внимание и память.
  • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Пути реализации элементов Су–Джок терапии в работе логопеда:

  • Работав педагогами по знакомству с шариками Су–Джокприёмами работы по их использованию.
  • Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни)
  • Работа с родителями (практикум по использованию элементов Су– Джок терапии).
  • Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).

Этапы проведения Су–Джок терапии на занятиях:

  1. Знакомство детей с массажным шариком Су–Джок, правилами его использования.
  2. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
  3. Самостоятельное использование шариков Су– Джокв соответствии с потребностями и желаниями детей.

Формы организации работы с Су– Джок массажерами могут быть разными: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Используя элементы Су – Джок терапии возможно использование следующих методов и приёмов работы:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. На них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, шестигранные карандаши).

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и упражнениями с резиновыми массажными мячиками.

Перед применением массажных приёмов необходимо осмотреть состояние и целостность кожных покровов кистей и стоп ребёнка, во избежание травмирования или распространения воспаления.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми для нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развития лексико-грамматических категорий, совершенствования навыков пространственной ориентации, развития внимания и памяти.

  1. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

«Дружно с мячиком играем и из рук не выпускаем»

(прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации, разными пальцами правой и левой руки, с одновременным проговариванием текста потешки, стихотворения).

«Бабочка»

Не ползет, и не бежит,
Над цветком она кружит.
За витком идет виток,
Вот и села на цветок!
Пальчиковая игра «Ёжик»
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ёжик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.

(Дети прокатывают шарик между ладошками)

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
На спине иголки
очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,
А колючки тоже
на ежа похожи.

(массажные движения каждого пальца)

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом.

игра «Пять братцев»

Поочередное надевание колец на пальцы, проговаривание текста.
Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не сбросит.
Ну, а этот средний, длинный. Он как раз посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный!
Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

  1. Проговаривание стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями, шариками или кольцами. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец и проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

  1. Использование Су– Джокшаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

«Шарик кати – слово говори»
Упражнение «Один-много». Перекатывание шарика друг другу.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково»«Скажи наоборот»
«Шарик мне назад верни, слово (слоги) верно повтори», «Шар обратно прокати, слово (слоги, фразу) измени»

  1. Использование Су- Джокшаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»
Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.
«Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»

  1. Использованиешариков для совершенствования звукового анализа слов.

«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери».

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

  • Красный – для гласных
  • Синий с колечком – для звонких твёрдых согласных
  • Синий без колечек – для глухих твёрдых согласных
  • Зелёный с колечком – для звонких мягких согласных
  • Зелёный без колечка – для глухих мягких согласных

«Раз, раз, раз, слово выложим сейчас»

Выкладывание звуковой схемы слова, при помощи разноцветных шариков Су – Джок.

  1. Использованиешариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.

  1. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки.

«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия

«Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
«Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»
«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

  1. Связь звука с буквой, профилактика дисграфии.

Прокатывание шариком по написанной букве. Написание буквы и её элементов.

  1. Составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета.

По инструкции ребёнок собирает жёлто-зелёный шарик, красно-синий, красно-жёлтый и тд.

В результате использования элементов Су- Джок терапии:

  • Осуществляется благоприятное оздоравливающее воздействие на весь организм.
  • Стимулируются речевые зоны коры головного мозга
  • Развивается координация движений и мелкой моторики
  • Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Су-Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, который способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений.

Следовательно, использование элементов Су– Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений, а также оздоровления организма ребенка в целом.

Оставить комментарий

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих