Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды, а также процесс привыкания ребёнка к детскому саду в первое время. Адаптация малыша к новым условиям — процесс, сложный и для него, и для его родителей. Ребенок должен ходить в детский сад с удовольствием, а не со слезами и истериками. Об этом, наверное, мечтает каждая мама. А еще она хочет, чтобы он был здоров и не простуживался. Потому что всякий раз после возвращения с больничного малышу приходится заново привыкать к детям и воспитателю.

От чего зависит успешность адаптации ребенка в детском саду?

Длительность и успешность адаптации ребенка к новым условиям зависит от разных факторов:

  • Возраста — детям до двух лет к новым условиям сложнее приспосабливаться по той простой причине, что базовые привычки и навыки у них только начинают формироваться. Поэтому, если нет острой необходимости, лучше не отдавать ребенка в ясельную группу. Наиболее подходящий возраст для детского сада — 3—4 года. Но здесь тоже есть нюанс. Как правило, после трех лет у малыша может начаться первый кризис — «Я сам!» Это сложный период, сопровождающийся противостоянием, истериками и проверкой собственных возможностей, в том числе и в управлении взрослыми. Кризис «самостоятельности» может осложнить период адаптации, поэтому при таком раскладе с походом в сад лучше повременить. В некоторых случаях бывает достаточно двух-трех недель.
  • Типа характера — быстрее и легче адаптация проходит у сангвиников и флегматиков. Они спокойнее реагируют на смену окружающей обстановки, не склонны к перевозбуждению и быстрее восстанавливают силы. Но и у таких детей могут возникнуть сложности. Например, флегматики малоконтактные, поэтому не сразу находят себе друзей. А сангвиники не любят однообразия, им быстро надоедают одни и те же занятия, поэтому испытывают потребность в постоянной смене деятельности. Холерики и меланхолики отличаются крайней изменчивостью психологического состояния, поэтому такие дети могут проявлять агрессию или, наоборот, плаксивость.
  • Настроения родителей — сильная эмоциональная привязанность к ребенку заставляет мать испытывать чувство вины за то, что она доверила его воспитание чужим людям, тем более, если адаптация проходит не совсем хорошо. Такая мамочка подсознательно удерживает малыша дома, как ей кажется — в более безопасной обстановке. Ребенок чувствует настроение матери и использует это как способ манипулирования ею: «Не пойду в сад, меня там обижают!»
  • Состояния здоровья — здоровому и нормально развитому ребенку легче справиться со сложностями адаптации в новой обстановке. Не стоит отправлять малыша в детский сад сразу после перенесенного заболевания. Не успевшему как следует восстановиться организму сложно справиться со стрессом, который всегда имеет место при смене привычной обстановки. Это может спровоцировать рецидив, и, как следствие, переход ребенка в категорию «часто болеющих».
  • Методов воспитания в семье — если у малыша нет навыков самообслуживания (потому как все за него делают взрослые) и опыта общения с другими детьми, в детском саду ему придется нелегко. Поэтому родители должны развивать в ребенке самостоятельность — водить его на развивающие занятия, детские игровые площадки. Пусть малыш по возможности больше общается с другими детьми. И главное — не делать за него всю работу — он должен научиться самостоятельно есть, одеваться и садиться на горшок.

Признаки плохой адаптации

Существует ряд признаков, указывающих на то, что адаптация ребенка в детском саду проходит не совсем успешно:

  • нестабильное психологическое состояние малыша — плаксивость, резкие перепады настроения;
  • повышенная эмоциональная возбудимость — бурное проявление радости при встрече, и слезы, доходящие до истерики, в случае расставания;
  • учащение случаев простудных заболеваний;
  • нарушения сна — ребенок долго засыпает, просыпается ночью, разговаривает или плачет во сне;
  • снижение аппетита и проблемы с пищеварением — рвота, диарея, запор;
  • появление вегетативных нарушений — бледность, круги под глазами, высыпания на коже и другие виды аллергии, случаи затруднения дыхания без видимых на то причин;
  • отсутствие интереса к другим детям — малыш предпочитает сидеть в сторонке;
  • раздражительность, приступы агрессии;
  • замедленная речь.

Период адаптации: как помочь малышу освоиться?

Хорошо, если период адаптации ребенка в детском саду проходит быстро. Но даже если и через месяц малыш идет туда без особого желания, отчаиваться не стоит. Нужно помочь ему освоиться в новой обстановке. Для этого следует:

  • Заблаговременно начать разговор о детском саде — что это такое, зачем туда ходят дети, что они там делают и так далее. Ребенка нужно заинтересовать, а также простым и доступным языком ответить на все возникающие у него вопросы.
  • Узнать в детском саду их распорядок дня и стараться следовать ему дома.
  • Почаще гулять с ребенком возле территории сада, в который ему придется ходить. Пусть малыш посмотрит, как играют дети во время прогулки. Если есть возможность, предварительно пообщаться с воспитателем.
  • Приведя ребенка в первый раз, не уходить сразу. Малыша следует чем-нибудь увлечь. И только если он охотно пойдет в группу, можно уходить. В противном случае в следующий раз он может устроить истерику при одном воспоминании об этом заведении — ведь мама его там бросила.
  • Не оставлять ребенка в группе сразу на весь день. Впрочем, на этом сейчас настаивают и воспитатели детского сада. Сначала малыша можно оставить на пару часов, потом на дневной сон, и только со второй недели он сможет оставаться уже на полный день.
  • Если воспитатель позволяет, малыш может взять из дома любимую игрушку — для него это словно частичка безопасного мира, придающая ему сил.
  • Вернувшись домой вечером, ребенок может капризничать — сказывается накопившееся за день напряжение. Позвольте ему «выпустить пар» — пусть он побегает, покричит, поиграет в подвижные игры.
  • Ни в коем случае в присутствии ребенка не критиковать сад и его педагогический состав. Малыш будет копировать отношение родителей, что еще больше осложнит адаптацию.
  • Набраться терпения — первые несколько недель дети могут вести себя агрессивно, капризничать, менять манеру поведения.
  • Хвалить ребенка — почаще говорить ему, какой он молодец, как вы гордитесь тем, что он так легко «как взрослый» ходит в детский сад. И не нужно в присутствии ребенка рассказывать знакомым о сложностях его периода адаптации — он может воспринять это болезненно.
  • Сохранять самообладание — если мама нервничает, то и ребенку передается ее напряжение. Мама спокойна — и малыш с удовольствием идет в детский сад.
  • Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.
  • Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. Если, несмотря на все усилия родителей и воспитателей, адаптация ребенка затягивается и он продолжает испытывать психологический дискомфорт во время пребывания в детском саду, имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Чтобы снизить напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая принесёт ему удовольствие – это в первую очередь игра. Предлагаю ряд игр, используемых в адаптационный период.

Игра «Колючий ёжик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ёжика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребёнка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект.

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые – а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребёнок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да ещё и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребёнок видит всё вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы – бабочки весенние, На листиках сидели (ребёнок сидит на корточках). Ветер дунул – полетели (встаёт, бегает по комнате, расставив руки в стороны). Мы летели и летели И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает). Ветер снова набежал, Высоко он нас поднял (встаёт, поднимает руки вверх). Он вертел нас и кружил И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждения интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними: взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры:

Для ребёнка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребёнку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущениям комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребёнка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребёнок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать её горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нём появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребёнок, который с удовольствием включится в эту игру.

Почему дети любят играть в песке?

  • Песок помогает расслабиться:
  • руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения;
  • песок медленно сыпется – это зрительно завораживает;
  • из песка можно построить что угодно, всё, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.
  • А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария

Игры с пальчиками

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в новой обстановке. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно “пальчиковыми” играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры.

Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами, затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри, показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук

Ход игры.

(Выполняя движения, взрослый просит ребенка повторять их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это “струи дождя”, складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль, рисует пальцем – “кисточкой” кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке, стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Покружимся

Ход игры.

Взрослый берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро – быстро покружусь,
Тихо – тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!

Приведенные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному и агрессивному ребёнку.

Дети двух-трёхлетнего возраста ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребёнка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Желаю Вашим дочкам и сыночкам легкой адаптации!

Оставить комментарий

Учредитель ОУ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

г. ВОЛГОДОНСК www.goruo.ru

Контактная информация

banner220x100
Официальный интернет-портал правовой информации
medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих